Прежде всего, может быть, не все знают, что это за фрески и Феофан Грек в Великом Новгороде.
.
Так вот. Феофаном Греком на Руси звали грека иконописца. Родился он в Византии около 1340 года. Ещё до 30 лет прославился у себя в Константинополе, в крупных храмах. Работал в древней Кафе. Это нынешняя Феодосия. И в ряде городов Причерноморья.
.
В 1370-х годах он приехал в Новгород. В 1378 году по заказу боярина Василия Машкова художник за одно лето написал фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Быль 1. Не легенда ли Феофан Грек?
Ведь о нем ничего почти неизвестно
Правда, имя его четыре раза упоминается в летописях:
- В 1378 году в Третьей Новгородской летописи говорится, что Феофан расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде.
Лицевой летописный свод: «… в Великом Новгороде построили каменную церковь святого Спаса на Ильине улице».
.
2. В 1395 году о работе вместе с Симеоном Чёрным и учениками над росписью церкви Рождества Богородицы в Москве (не сохранилась).
.
3. В 1399 году Феофан расписывает с учениками московский Архангельский собор, который был «по ветхости» разобран в 1505 году для строительства нового храма.
.
4. В 1405 году вместе с Феофаном впервые упоминаются Прохор с Городца и Андрей Рублёв при работе в Благовещенском соборе Московского Кремля.
И, казалось бы, всё
Так и остался бы он полулегендарной фигурой, если бы не письмо Епифания Премудрого – иеромонаха Троице-Сергиева монастыря, последователя Сергия Радонежского, а впоследствии составителя его житий.
Это письмо Епифаний пишет примерно в 1415 году своему другу Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Дело в том, что Кирилл задал как-то ему вопрос, что это за художник потрясающе тонко изобразил в Евангелии храм святой Софии Константинопольской. Что же это за мастер такой работал тогда на Руси?
.
И Епифаний отвечает ему в пространном письме: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. В Москве же им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна. » Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана.
.
Некоторые специалисты смутно предполагают, что мастер работал в Коломне и Серпухове.
Он завершил свои работы на Руси
и уезжает, скорее всего, на родину, в Византию. И есть смутные сведения, что, может быть, он вернулся на Афон, на Святую гору, где и до этого бывал и, скорее всего, работал.
.
Есть предположение, что он отправляется на Афон уже для несколько другой миссии. Он, может быть, становится монахом. И остается на Афоне до конца своей жизни. Скорее всего так, потому что дух, которым проникнуты иконы и фрески Феофана, это дух монашеской практики, молчания, в котором рождается свет, в котором слышен голос Бога. Есть предположение, что умер он все-таки между 1405 и 1415 годом в одном из городов Московского княжества.
Быль 2. Единственные сохранившиеся в мире
Византийские работы мастера не сохранились. Предположительно в городе Кафа (Феодосия) в числе его работ называют фрески в храме Дмитрия Солунского.
.
А уверенно идентифицируется авторство фресок Феофана Грека только в Великом Новгороде. Как раз в храме Спаса Преображения на Ильине улице. Как единственно сохранившийся достоверный образец творчества мастера. И убедительный документ об авторстве Феофана – запись в летописи:
.
«В лето 6886 (1378 год от Р. Х.) <…> Того же лета подписаша церковь Господа нашего Иисуса Христа, на Ильине улицы, повелением благороднаго и боголюбиваго боярина Василья Даниловича, со уличаны Ильины улицы, а подписывал мастер Греченин Феофан, при великом князе Димитрии Ивановиче и при архиепископе Алексии Великаго Новаграда и Пскова».
К рубежу XIV-XV вв. в иконописной практике действительно сложилось понятие «подписать церковь», означавшее не только роспись стен, но и написание икон для храмового иконостаса. Так вот из московского цикла работ Феофана предположительно сохранились лишь отдельные иконы Благовещенского собора. Фрески не сохранились из-за многих переделок храма.
Быль 3. Лучшие фрески церкви Спаса на Ильине улице
Самым впечатляющим
является изображение Спаса Вседержителя в куполе:
Лучше всего сохранились
фрески Троицкого придела — Столпники, Троица, медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского:
С манерой работы Феофана Грека
нас опять же подробно знакомит письмо Епифания:
.
«Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда – сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы; казалось, что кто-то иной писал, руками писал, выполняя изображение, на ногах неустанно стоял, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту.»
.
Он, по выражению В. В. Донец, старшего научного сотрудника лекционного отдела Государственной Третьяковской галереи,
.
«словно был охвачен боговдохновенным огнем. Он творил и разговаривал, переходя с места на место, легко общаясь с присутствующими, комментируя свою работу. С видом такого величайшего вдохновения, что у свидетелей замирал дух: как будто Господь сообщает волю свою через иконописца. Он рассуждал. Он, можно сказать, проповедовал. И греческая речь его многим могла быть непонятна, но как это звучало вместе с потоками света, вместе с нисходящими к земле строгими фигурами святых!
1378 год – записано в церковной книге. Это год работы Феофана над росписями небольшого храма.
И можно представить себе, какой силой обладали эти росписи, если они буквально обступали входящего в храм.
Исполненная этой молниеподобной силой роспись Феофана физически воздействовала на человека. Он действительно ощущал себя опаляемым этими божественными сверкающими энергиями.
Над всем царствует Христос Пантократор Вседержитель. В куполе. Как с неба. Он близко. Потому что храм небольшой.
И вот от этих близких небес мудрый, строгий, непререкаемый взор того, кто видит и знает всё. Всё в этой Вселенной.
Перед кем в молитве, в благоговейном почтении выстраиваются небеса – ангелы и земля – святые. И ближе к уровню человека, стоящего в храме, – на столбах, на стенах святые, подвижники, аскеты, безмолвники. Знаменитые образы Феофана – святые столпники:
Старцы, которые оторвались от земли, которые уже научились жить без отягощающих душу земных потребностей. Остался дух. Этот строгий дух вознесенности к небесам, когда земного ничего уже не нужно. Эти святые достигли высшей ступени восхождения по духовной «лествице», взойдя на столп (башню), который мыслится здесь как вершина земного пути к Богу.»
Человек, приходящий в этот храм:
1. Наблюдает подвиг подобных себе людей, видит потоки блистающего божественного света, который ослепительно белыми всполохами пробегает по стенам, буквально ударяет по ликам, по фигурам молящихся святых и предстоящих Богу ангелов.
И ощущает, что и его касается этот суровый, этот непостижимый свет, потому что объяснить его никак нельзя, это тайна. Но человек перед этой тайной, перед этим откровением стоит. И всякая неправда в нём испепеляется.
.
Так переживали встречу со Вседержителем современник Феофана и верующие следующих веков.
.
2. В наше время впечатление одного из недавних посетителей храма:
«Но больше всего поражает лик Спаса внутри купола храма, такого я не видел нигде и никогда! Этот взгляд! Лик смотрит не на вас, а чуть в сторону, кажется, он только что отвел глаза и ему все про вас понятно, но при этом во взгляде не каноническая строгость или угроза наказания за грехи, а изумление, досада, вопрос, легкая горечь, сомнение, много чего. Это невероятно! Эти глаза и выражение лица врезаются в память!»
.
Росписи церкви Спаса на Ильине были первым опытом Грека на его новой родине. Работа эта в своё время потрясла новгородцев. Она становится одной из важнейших святынь Новгорода Великого. И вскоре после окончания работ не позже 1395 года Феофан переезжает в Москву.
Быль 4. Почему мы сегодня так ценим фрески Феофана Грека?
Особенность фресок Феофана Грека заключается в следующем:
- На примере образов аскетов-столпников при прототипах-новгородских отшельниках ярко прослеживается связь материального с высокодуховным.
- Необычный стиль «скорописи», характерный «молниеподобными» движениями кисти на почти монохромном поле без акцентов на подробностях.
- Мощное обращение каждого лика и библейского фрагмента к глубинным чувствам любого оказавшегося перед фреской.
- Изображение резкими белыми мазками и бликами пронизывающего всё сущее божественного света, который «сообщает душе неуязвимость, неприкосновенность от всего, что отягощало прежде» – схиархимандрит Софроний (Сахаров)
- Фрески показывают примеры аскетических практик в свете исихазма, близкого автору.
С учетом привнесенного Феофаном Греком на Русь
лучшие из живописцев разбавляли каноническое письмо новыми деталями, начинали творить раскованнее.
.
Например, фрески церкви Успения Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (1352 год) во всей красе не сохранились, но найденные многочисленные фрагменты создают картину, дающую представление о мастерстве автора. И, похоже, он знал руку Феофана Грека. В частности, «красновато-коричневый тон с положенными поверх него жирными белыми мазками близок к тому, что мы находим во фресках церкви Спаса Преображения».
И интересный комментарий: «Искусство Феофана мудро и совершенно, но в искусстве волотовского мастера больше чистосердечия. На Руси именовали Феофана философом. Волотовского мастера можно назвать живописцем-поэтом». („Памятники искусства, разрушенные фашистами в СССР», М.—Л., 1948, стр. 103.)
.
Андрей Рублев работал в «дружине» Грека в Москве. А позже Рублев уже тонко выписывал переходы от света к тени, добавлял в изображения эмоциональности. Эти приемы были новы для живописи того времени. А его изображение Святой Троицы, отличное от принятого, вообще стало новым каноном в русской иконописи.
«Можно сказать, что Рублев не стал бы Рублевым, если бы не встретился с Феофаном. Феофан показал Рублеву, что в состоянии сотворить в искусстве гений живописи. Феофан был в глазах Рублева тем светом, который помогал ему выразить свои чувства» (М. Алпатов)
.
И благодаря Феофану Греку
В частности, в конце XIV века иконопись в Древней Руси начала быстро развиваться: талантливые отечественные мастера стали создавать свои приемы и уходить от канонов.
.
Кстати, и сам Феофан, возможно, побывал в Пскове. Интересно, что в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря 1313 года, где начиналось создание псковской школы, фрески тоже уже уверенно напоминают о «божественном свете»:
Потери живописного слоя в течение веков
определяются многими причинами. И не стоит винить в этом только недавние времена с гонениями на религию, с войнами.
.
Например, значительная часть фресок Спасо-Преображенского храма была сколота зубилом ещё при ремонте храма в XVII веке – так поступали за неимением возможности проводить реставрацию, которая требовала больших затрат. Поверх сколотых фресок наносили простую штукатурку.
.
На целостность фрескового ансамбля церкви Спаса Преображения повлияли время и пожары. Много лет фрески были укрыты побелкой, и лишь в первой трети XX века их открыли заново. Первое открытие фресок Феофана из-под более поздних слоёв состоялось в 1910-х годах.
.
Во время Великой Отечественной войны фрески Феофана оказались под угрозой полного уничтожения, но после освобождения реставраторы сумели восстановить уцелевшую живопись. На дальнейшую сохранность фресок повлияла и специальная методика, позволившая уберечь фрески от сырости и так называемых «высолов» (соляного налёта белого цвета).
В 1970-е годы
советский археолог Михаил Каргер при обследовании алтаря храма под слоем насыпанного пола из песка обнаружил крошку из осколков древних фресок, которые в настоящее время как мозаика собираются по крупицам реставраторами Новгородского музея-заповедника.
.
При реставрации конца 1980-х годов в алтаре Спасо-Преображенского собора были обнаружены фрагменты авторских росписей, нетронутые пожаром 1696 года, где присутствовала более красочная гамма, с голубоватым фоном и золотистой охрой. Возникает воодушевляющее предположение, что первоначальная авторская палитра была более разнообразной:
«Это единственное место, где письмо Феофана Грека сохранилось в первозданном виде, – говорит Татьяна Ромашкевич, участница реставрации 1970-х годов. – То, что вы видите вверху, – цвет после пожара XVII века. А фрагмент ступни Иисуса Христа был заложен кирпичной кладкой и не пострадал».
.
«Немыслимое количество – почти 260 тысяч фрагментов. И всё это – Феофан Грек!» – подчёркивает заведующая Центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова.
.
Генеральный директор Новгородского музея Наталья Григорьева говорит, что методика подборки фресок у музея есть, и сроки возвращения росписи Феофана Грека на стены храма Спаса на Ильине оценивает в «десять-пятнадцать лет при своевременном финансировании».
Источники: